среда, 26 марта 2014 г.

Разлад в команде Путина — бардак в правительстве

Алёна Березкина
07.07.2012
 
Разногласия в новом кабинете министров, до сих пор незаметные для общественности, скрывать уже не удается. Этому свидетельствует недавний спор, произошедший на выездном заседании правительства. Откровенный дележ первых этажей военных городков происходил в прямом эфире, а запись заседания, где велась несвойственная высокопоставленным чинам эмоциональная словесная перепалка, выложена в сеть.

При посещении подмосковного военного городка Покровское глава правительства провел совещание на тему передачи местным муниципалитетам до 3000 военных городков. Изначально планировалась передача всей инфраструктуры муниципалитетам вместе со средствами на их содержание. Вице-премьер Дмитрий Козак напомнил об этом военному ведомству и попросил выделить соответственные финансы, но министр Сердюков резко возразил, обосновывая свой отказ тем, что у ведомства не осталось денег на ремонт – лишь дефицит в 70 миллиардов рублей.

Губернатор Московской области Сергей Шойгу высказал недовольство, что из-за нерешенного вопроса передачи первых этажей зданий местные власти не могут построить участки полиции, детские сады и другую необходимую для жилищных комплексов инфраструктуру. Его претензии к главе Минобороны прозвучали весьма недружелюбно: «Я прошу, чтобы в городках для военнослужащих, которые строятся на территории Московской области, был определён ясный порядок передачи первых этажей в ведение муниципалитетов. У нас сегодня почти 14,7 тыс. квартир в Подольске построено. Помещения не передаются, у нас там нет отделения милиции, у нас там нет отделения»…

Не дав договорить, Сердюков перебил выступление Губернатора и попытался встатить слово, но тот не сдался: «Что, милиция там не нужна?, – переспросил Шойгу у Сердюкова, — Тогда военные должны охранять это всё».

Министр Обороны принял категоричные заявления Шойгу за вызов и, сразу потеряв всю чиновничью выдержку, парировал его высказывания: «Земельный участок под строительство УВД – пожалуйста. А зачем же мы будем его строить за милицию? У милиции есть свой бюджет, пусть строят». Иными словами, Сердюков продемонстрировал, что не намерен тратиться на ремонт площади, которая отойдёт в пользование другим ведомствам.

Раздражение министров понятно: первые этажи предназначенных для передачи зданий можно использовать с коммерческой целью. Прибыль от сети магазинов, развлекательных комплексов и социальных услуг получат непосредственные владельцы территорий. Получается, что главной причиной ссоры послужило нежелание Сердюкова подчиниться указу, согласно которой ему приходится не только уступать эти площади муниципалитетам, но и снабжать местные администрации средствами на ремонт. Этот же аргумент оказался достаточно веским для Шойгу, чтобы устроить открытую словесную перепалку с другим  чиновником команды Путина прямо на заседании правительства.

В спор пришлось вмешаться Медведеву, которому пришлось успокаивать разнервничавшихся министров. Ему пришлось потребовать от Козака увольнения ответственного за неутверждение методики передачи, но Сердюкова и это не проняло: «тогда уж меня, — вызверился Министр, — Потому что я не утвердил, потому что я не вижу, как передавать дефицит».

Главе правительства, отчаянно пытавшегося держать лицо, пришлось напомнить им даже об общеизвестном регламенте и этических нормах, принятых на правительственных совещаний. Ему это удалось, но с трудом.

Произошедшее заставляет серьезно задуматься о будущем правительства: ведь чиновники, годами тренировавшие свою выдержку, нечасто позволяют себе  потерять контроль над собой, тем более — прямо на людях. Тот факт, что они выставили себя и свои интересы на всеобщее обозрение со столь недостойной стороны в присутствии премьера и прессы, указывает на глубокие разногласия между ними.

В конечном счете, авторитета у Премьера хватило лишь на то, чтобы Шойгу согласился забрать без финансирования один из многочисленных городков. Хотя, Губернатор тут же поставил условие, что и землю тоже закрепят за областью. Земля рядом с Москвой является вполне очевидной ценностью.

А вот вопрос об ответственности Сердюкова так и остался открытым. Видимо, министр обороны является той фигурой, в отношение которому Медведеву разрешается лишь указывать на необходимость выполнения ранее принятых решений. В отличие от Сечина, которому премьер сразу вынес выговор, как только тот посмел выразить свое недовольство в адрес Медведева. С учетом того, что премьеру ранее неоднократно доводилось озвучивать кадровые решения Путина, становится очевидным: располагая информацией о весьма поощряющем отношении Президента к Сердюкову, указывать министру более жестким способом Медведев не мог.

После выборов, когда стало понятно, что Путина придется терпеть у власти ещё минимум 6 лет, многие предполагали, что Медведеву при новом правительстве придется несладко. Аналитики предрекали раскол в правительстве, но не так быстро. На самом деле все оказалось намного сложнее. Новый кабинет сформировал президент, а Премьер оказался в затруднительном положении: с одной стороны ответственность, с другой – недостаточное влияние на подчиненных, имеющих поддержку от самого Путина.

В этом главная причина, почему Медведеву все чаще приходится исполнять роль арбитра, когда интересы тех или иных министров схлестываются между собой. Справляться с этой ролью премьеру все труднее — интересы министров возрастают, соответственно растет и напряжение внутри команды Путина. А в итоге, с каждым днем становится все очевиднее, что создать и сохранить единую и прочную команду, на эффективную и слаженную работу которой делались основные акценты во время предвыборной кампании, у Путина так и не получилось.

Это, в принципе, ему выгодно, так как когда в экономике станет совсем туго и выполнение предвыборных обещаний станет под вопросом (хотя, они и так были невыполнимыми), Путин пожертвует Медведевым.

Комментариев нет:

Отправить комментарий